August 23, 2018

Очень длинный кейс

В продолжение темы экономии на абстракциях, я заметил необычное поведение отладчика TwinCAT 2 при пошаговом прохождении оператора CASE.

Программист, используя оператор CASE, заменяет спагетти из "ифов" (IF's) на красивую таблицу из структурированных блоков кода. Выполнение этих блоков зависит от значения одной единственной переменной. Именно так мы строим машину состояний, конечный автомат или просто разбиваем большой код на небольшие куски кода.

Мы ожидаем, что при входе в кейс, будет прочитано значение переменной, затем будет выполнен шаг с номером, хранящимся в этой переменной. Под дебагером же происходит нечто странное: происходит вход в кейс, а затем отладчик проходит по каждому шагу кейса, пока не дойдет до заданного шага и здесь, ожидаемо, начнет выполнять блок кода. Остальные участки кода он слава богу игнорирует, в том числе и те, что лежат условно "ниже" текущего шага (по тексту программы), но что если у нас кейс состоит из 1000 шагов? А то, что он проскачет по всем шагам, пока не достигнет нужного, и мы уже видели, что даже пустые вызовы подпрограмм, налагают дополнительную нагрузку на процессор ПЛК. Это поведение стоит проверить.

(* Я вынес анимированные иллюстрации в конец поста, чтобы не мелькали перед глазами. *)

Так как замерять производительность нужно на большом количестве вызовов и написать пару тысяч строк мне сложно и просто лень, да и времени на это жалко — я накидал программу на C#, которая генерирует другую программу, но уже на ST. Остается только скопировать из сгенерированного текстового файла output.txt код ST-программы, а затем вставить его в проект.

using System.IO;

namespace ConsoleApp1
{
    class Program
    {
        static void Main(string[] args)
        {
            using (var writer = new StreamWriter("output.txt")) {
                writer.WriteLine("CASE i OF");

                for(int i = 0; i < 65000; i++)
                    writer.WriteLine($"{i}: c := c + 1;");

                writer.WriteLine("END_CASE");
            }
        }
    }
}


Выводы

  1. Количество шагов оператора CASE никак не влияют на производительность. Во время выполнения программы, при входе в оператор CASE, управление сразу же передают в текущий шаг кейса. Никаких посторонних прыжков не происходит. Это исключительно заморочки режима отладки, причем, только в TwinCAT 2.
  2. Не надо писать гигантские кейсы из 100500 шагов — отладчик падает, а проект собирается два часа.
  3. В TwinCAT 3 все нормально и с отладкой, и с производительность. Отладчик непосредственно переходит к исполняемому в данный момент шагу, игнорируя остальные блоки. Но отладчик все равно не переваривает 100500 шагов кейса и падает.
  4. Удобство языка программирования ST в его текстовости и в том, что вы можете генерировать его программы с помощью других языков программирования: C#, VB, Python, JS, ... автоматизируя рутинные действия. Похожий прием я использовал в проекте Tc3_PcSpeaker для работы со звуковой-пищалкой x86 контроллеров. Только программа была написана на питоне. 

TwinCAT 2




TwinCAT 3



No comments

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.