July 7, 2017

Вебинар. Введение в K-Bus и терминалы серии KL3xxx

Тема анонса была запутанной и заранее было непонятно — о чем же все-таки нам расскажут. В итоге все это вылилось в краткое описание модулей K-bus и почему они больше не нужны. Есть вероятность, что это было краткое введение и когда-нибудь будет более подробное, так как тема интересна хотя бы тем, что еще много живого оборудования из предыдущего поколения.

Вещал Мартин Подрушек (Martin Podrouschek): Beckhoff K-Bus and analog inputs. Introduction of KL3xxx terminals.

В 70-х годах прошлого века (ого!) была принята трехступенчатая система: ПЛК ↔ много-много-модулей-ввода-вывода ↔ сенсоры/актуаторы (исполнительные механизмы). В 95-м году Бекхофф предложил собрать все это в одном устройстве "интеллектуальная система терминалов шины" (intelligent bus terminal system) и в итоге получился Profibus bus coupler BK3000:

Система предусматривает как минимум две линии питания: одна линия питает логику коплера и логику терминалов (модулей расширения), а вторая линия предназначена для питания входов/выходов терминалов. Выхода  в принципе могут потреблять значительный ток или вообще сгореть, но логика питается по другой линии, поэтому она сможет пожаловаться коплеру о неприятностях в силовой части. Если питания не хватает или нужно развязать часть модулей по питанию — можно добавить в линейку специальный модуль подпитки и потенциальной развязки.

Кроме коплера как обычного транслятора пакетов данных (коплеры BKxxxx) были разработаны программируемые коплеры с мозгами — серия BCxxxx.


Внутренности и способности


Условно можно разделить систему на два уровня передачи данных: уровень полевой шины до коплера и уровень периферийных устройств — внутренняя шина (K-bus), то есть внутренняя шина между коплером и терминалами. Из-за такой сепарации возникает проблема диагностики, так как отсутствует непосредственная прямая связь между внешней полевой шиной и терминалами.

Внутри терминала содержится набор регистров, содержащих настройки модуля и, соответственно, позволяющие менять поведение модуля. Часть регистров хранится в ОЗУ, часть в ПЗУ, а часть в EEPROM. В результате, часть регистров жестко прописаны производителем и не меняются, какие-то можно изменять, а какие-то сбрасываются и восстанавливаются при каждом новом включении. Некоторые вообще защищены паролем.

Система поддерживает максимум 256 дискретных устройств ввода/вывода или 128 аналоговых. Так как после 64 терминалов обязательно необходим модуль подпитки шины, то в итоге максимально возможное число модулей сокращается до 250.

Каждое устройство может поддерживать до четырех каналов ввода/вывода. Каждый канал — это всего-лишь 3 байта данных. Если нужно больше каналов, то придется мультиплексировать, дробить время обработки, сокращая другие каналы. Хорошая новость — все это решается на уровне коплера. Также ограничено суммарное количество регистров на канал — 64 регистра. Если нужно больше, то вводят вторую страницу регистров.

Типичное время цикла коплера 1..2 миллисекунды.

При включении система проходит самотестирование. Модули поступают аналогично, а затем сравнивается последовательность или структура модулей на коплере. Если происходит ошибка, то ее код выставляется на полевую шину, а модули зажигают аварийный индикаторы.

Внутри память модуля разбита на две области: область входов и область выходов. Каждая из этих областей в свою очередь разбита на область байтовой памяти (регистры данных для аналоговых входов/выходов) и область битовой памяти (дискретные входа/выхода).


Доступ к регистрам


Способ первый: через специальную платную программу KS2000 и специальный кабель Serial/USB KS2000-Z2-USB.

Изображение: Beckhoff Automation

Способ второй: программный, через ПЛК Бекхофф по шине с помощью функциональных блоков библиотеки Tc2_Coupler.lib.

Способ третий: инженерный в режиме FreeRun или Run доступ к регистрам через TwinCAT System Manager: тыкаем правой кнопкой в коплер в дереве конфигурации и выбираем Register Access...

В любом случае система не настолько стандартизирована, как более новая, построенная на EtherCAT, поэтому следует внимательно изучить документации. Всегда есть несколько выходов, той или иной степени прямости.


Сравнение и выводы


 K-Bus (1995 год прошлого века)EtherCAT, E-Bus (2003 год настоящего века)
Идентификация устройства нет производитель и код продукта
Стоимость сложный и дорогой простой и дешевый
Передача данных меньше 10 мегабит быстрая, до 10 гигабит
Синхронизация нет жесткая, распределенные часы с погрешностью меньше 100 наносекунд
Операционный образ данных 4x12 байт теоретически можно до 65 килобайт, практически используется 8 килобайт
Диагностика двух-шаговая непосредственная
Доступ опосредованный через регистры непосредственный CAN-через-ADS (CoE)

Вывод я вам лучше нарисую:

No comments

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.